+7 (812) 938-78-75

Зачем появился гранж?

26.03.2022
Теги
Nirvana Alice in Chains Twisted Sister

Статей, посвященных влиянию гранжа на рок и метал-сцену в начале девяностых у меня здесь набралось уже на целую книгу. Тема действительно интересная, и когда в сети появляется очередное откровение кого-либо из непосредственных участников тех событий, я пройти мимо не могу. 

Уже рассказывал вам, уважаемые читатели, о воспоминаниях Доро Пеш, музыкантов IRON MAIDEN, MOTLEY CRUE и других – все они довольно категорично отзываются о гранже, ведь в ту эпоху многие реально опасались заката рока и метала, закатанных в асфальт мощным катком гранжа. К счастью, этого не случилось – у катка быстро закончился керосин.

А сегодня к компании гранжефобов присоединяется вокалист TWISTED SISTER Ди Снайдер. Ему, оказывается, тоже есть что рассказать. В одном из недавних интервью он поделился собственными впечатлениями о той далекой поре. И хотя ничего нового он, в принципе, не сказал, мне все равно интересно услышать еще одну точку зрения на проблему. 

Dee Snider1.jpg

Вот написал слово “проблема” и тут же подумал, что проблемы как таковой и не было. А что было? Давайте послушаем Ди Снайдера. Вспоминая о том, как расцвет гранжа в начале 1990-х привел к потере большинством хард-рок групп позиций на радио и MTV, а также к резкому сокращению продаж альбомов и туров, Ди говорит: “Этого никто не мог предвидеть”.

“Ко времени появления NIRVANA и SOUNDGARDEN, – продолжает Снайдер, – я уже был полумертв и почти похоронен. Мы вышли на сцену в начале восьмидесятых, раскрутились к середине, а в конце десятилетия распались. И тогда я создал группу DESPERADO с бывшим барабанщиком IRON MAIDEN Клайвом Бёрром и бывшим гитаристом GILLAN Берни Торме, в которую мы вложили все наши сбережения”.

Увы, с этой командой у Снайдера ничего не вышло. Анализируя ситуацию, он приводит интересную метафору: “Представьте, что вы ученый, ищущий лекарство от рака. Вы посвятили этому делу всю жизнь, и вот наконец-то вы создали такое средство. И вам больше нечем заниматься. Так и гранж – он исцелил хэйр-метал. И я остался без работы”. 

Как возник термин "гранж"?

По словам Ди, когда появились NIRVANA и другие группы, их музыка не называлась гранжем: “Слова хэви-метал, панк, хэйр-метал придуманы не музыкантами. Эти термины сочинили журналисты, причем придали им негативный, уничижительный оттенок”

Ди утверждает, что все те группы, что мы сегодня относим к гранжу, играли обычный метал. “SOUNDGARDEN, PEARL JAM, ALICE IN CHAINS были метал-группами, – говорит он. – Они гастролировали с Оззи Осборном. Но какие-то люди придумали слово “гранж” и классифицировали их в этом жанре”. 

В то время Снайдер вел программу на радио, посвященную металу, и с удовольствием ставил в эфир все эти группы, так как считал их творчество “отличным новым тяжелым материалом”. А затем все начали говорить, что это гранж, что он убил метал, "и это было ужасно”, – вспоминает он. 

На самом деле его никто не убивал. “Хэйр-метал сам сделал это с собой. Он стал слишком коммерческим”, – утверждает Снайдер. Альбом Нирваны "Smells Like Teen Spirit", вышедший в сентябре 1991, посеял смятение в авангарде хэйр-метала, положив конец эпохе, в которой доминировали гламурные и андрогинные рок-звезды, заполонившие радио и MTV. 

Ди рассказал о том, как однажды получил письмо, в котором говорилось: “Мы решили, что больше не будем делать то, что вы делаете — выглядеть как вы, звучать, петь, писать, выступать как вы. Мы не хотим иметь ничего общего с тем, что вы когда-либо делали. С уважением, публика, покупающая музыку”

Не знаю, было ли такое письмо на самом деле, или это просто образ, придуманный Снайдером, но если так, то он довольно символичен, так как отражает реальное состояние дел на тот момент.

Приход гранжа был закономерен

И все же, почему гранж получил такой успех, так стремительно ворвался в музыкальную тусовку? На этот счет имеется еще одно любопытное мнение, высказанное коллегой Ди Снайдера по группе TWISTED SISTER. Гитарист Джей Джей Френч уверяет, что все дело в… показухе. 

Что это значит? А вот что: “Люди захотели аутентичности, и они получили ее с помощью гранжа, – говорит он. – Это стерло кажущуюся легкомысленность хэйр-метала”

Дело в том, что, по его мнению, гранж-группы всеми воспринимались всерьез. Их считали подлинными, а не фальшивыми. Даже наркоманами они были реальными, а не притворными. Серьезному слушателю надоела мишура и блеск, ему требовалась искренняя музыка от настоящей рок-группы. И он обрел ее в гранже.

Интересная точка зрения, и я склонен с ней согласиться. Получается, что гранж пришел очень вовремя, когда и должен был появиться. Вопрос в другом: почему его срок был таким коротким? Почему он не удержался на вершине? Может, дело в том, что метал-группы справились с запросом и смогли дать слушателю “настоящую музыку, подлинный рок и метал”? То есть то, чего он и требовал. А вы как думаете?

Вы читаете рубрику « Про Рок»:
Зачем появился гранж?
Любопытно, что этот коллектив из Шотландии.
Читать далее
А Цеппелины, наоборот, уважали музыку Нирваны.
Читать далее
От "никогда" они перешли к "может быть".
Читать далее
Не в полных составах, разумеется. Ограниченным контингентом.
Читать далее
Его памяти будет посвящена целая неделя.
Читать далее
Из когда-либо проданных с аукциона.
Читать далее
... a Малколм Янг не любил Нирвану.
Читать далее
Ему были не чужды идеи феминизма.
Читать далее
Они приготовили какой-то сюрприз.
Читать далее
Он исполнил свою инструментальную пьесу.
Читать далее
Он практически установил мировой рекорд.
Читать далее
Он называется “The 2nd 3rd Secret”.
Читать далее
Но постеснялся и отказался.
Читать далее