Хочу спросить уважаемых читателей, многим ли знакомо имя Либератори ДеВитто, который несколько дней назад отметил 73 день рождения? Думаю, вряд ли. Имена барабанщиков, играющих в составе группы какой-либо звезды, у нас не очень-то известны. А ведь эти музыканты делают огромную, пусть и малозаметную работу. Об одном из них сегодня расскажу.
8 августа 1950 года в семье нью-йоркского полицейского, выходца из Италии, родился мальчик, которого назвали Либератори (от итальянского слова liberatore – освободитель). Отсюда же происходит и его сценический псевдоним – Liberty, то есть свобода.
С таким именем, наверное, ему следовало стать революционером и дарить свободу угнетенным народам, но ДеВитто предпочел освобождать биты и ритмы, которые рвались из его души наружу. И стал барабанщиком.
К музыке ДеВитто приобщился с детства, но всерьез начал учиться играть на барабанах после того, как однажды в 1964 году увидел по телевизору шоу с участием The Beatles, пополнив тем самым ряды тысяч музыкантов, чья карьера началась с Битлов.
Тогда Либерти был подростком, и словно губка, впитывал любую музыку, и вполне возможно, что если бы не Битлз, ДеВитто предпочел бы другой жанр, так называемый blue-eyed soul, поскольку был большим поклонником барабанщика Дино Данелли, который играл в группе The Rascals. Но Битлы сделали свое дело.
Он вспоминал: “Мне было 13 лет, и я терпеть не мог Элвиса. Мне нравился черный R&B. А когда появились “Битлз”, они словно прилетели с Марса. Никто не знал, где находится этот их Ливерпуль, у них был потрясающий акцент, и мы были совершенно на них непохожи! И они перерабатывали американскую черную музыку. Никто из нас не видел ничего подобного!”
Чуть позже в жизни Либерти произошло событие, определившее его творческую судьбу на долгие годы – он познакомился с Билли Джоэлом.
Они встретились в одном из клубов Лонг-Айленда, где Джоэл выступал с группой The Hassles, а Либерти играл в команде The New Rock Workshop. Поначалу они присматривались друг к другу, а затем подружились. Будучи ровесниками, они разделяли одинаковые музыкальные взгляды, что позднее привело их к совместной работе.
Но в тот момент знакомство не переросло в сотрудничество. Лишь через восемь лет, когда Джоэл, уже прославившийся хитами “Piano Man” и “Streetlife Serenade”, решил вернуться из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, начал собирать команду для постоянной работы.
У Билли было особое требование к ударной секции – он искал, по словам ДеВитто, “барабанщика нью-йоркского типа, агрессивного и мощного”, как он сам говорил. И тут ему напомнили о его старом приятеле Либерти, который в то время сидел за установкой в группе Topper.
Они созвонились, встретились, вспомнили былые годы и решили поработать вместе. И уже через день они собрались в студии и приступили к записи альбома “Turnstiles”, который не просто стал символом возвращения Джоэла в Нью-Йорк, но ознаменовал собой новый этап в его творчестве.
Альбом получил превосходные отзывы и стал первым в дискографии Джоэла, где критики обратили внимание не только на его великолепные вокальные данные, но и отдельной строкой отметили грандиозную работу, проделанную группой музыкального сопровождения, в составе которой, как мы уже знаем, был и Либерти ДеВитто.
На фото The Billy Joel Band в 1978 году: Ричи Канната, Рассел Джэйворс, Даг Стегмайер, Либерти ДеВитто, Билли Джоэл и Дэвид Браун
Долгих три десятилетия Либерти играл с Билли. Но в 2006 вдруг получил от ворот поворот. Джоэл уволил друга прямо во время тура. Если честно, я так и не нашел в сети причину происшедшего. Одни источники утверждают, что они не поделили доходы, другие говорят: шерше ля фам.
Не знаю, какая кошка между ними пробежала на самом деле, но известно, что в 2009 году дело дошло до иска по поводу гонораров, якобы недополученных Либерти от Билли, но затем они разошлись полюбовно, решив проблему во внесудебном порядке.
Расставшись с Джоэлом, Либерти музыку не бросил. Его давние приятели – вокалист Майкл Саклер-Бернер и басист Энди Аттанасио – предложили ему создать совместный проект. Они собрали команду The Slim Kings и хоть и не достигли уровня Билли Джоэла, два альбома все же выпустили.
Примерно в то же время из печати вышли мемуары ДеВитто “Liberty: Life, Billy and the Pursuit of Happiness” (“Либерти: жизнь, Билли и погоня за счастьем”), в которых он рассказал историю жизни и творчества во всех подробностях. Кстати, предисловие написал не кто иной как… Билли Джоэл!
Есть у Либерти еще одна команда – The Lords of 52nd Street, в которую входят его бывшие коллеги из команды Билли. Они исполняют песни Джоэла, но при этом не считают себя его трибьют-группой. “Мы и есть его группа”, – говорят они, и это верно, так как Ричи Канната, Либерти ДеВитто, Рассел Джэйворс и Даг Стегмайер действительно составляли группу Джоэла с 1976 по 1981 год.
В то же время Либерти зарекомендовал себя как известный сессионный барабанщик. В этом качестве он сотрудничал со многими звездами, в том числе и с самыми яркими. Его приглашали Пол Маккартни, Карен Карпентер, Стиви Никс, Рик Уэйкман, Боб Джеймс, Роджер Долтри, Мик Джаггер, Meat Loaf... Количество проданных пластинок с его участием исчисляется в общей сложности 150 миллионами копий по всему миру.
Иными словами, мы слышали его игру множество раз, не подозревая об этом. Еще один знакомый незнакомец в копилку наших музыкальных знаний.