+7 (812) 938-78-75

Нирвана убила хэви-метал?

18.06.2021
Теги
Nirvana
Давным-давно, в апреле 2019 года я здесь публиковал материал о влиянии гранжа на хэви-метал и о том, как перепугались рокеры начала девяностых c появлением неумытых, нечесаных оборванцев, которыми они считали музыкантов, игравших гранж.  Основным выводом той статьи было следующее утверждение: “Гранж совершил преступление против музыки — он убил гитарное соло”

Это были не мои слова, а цитата из британской газеты The Guardian. Но почему я сейчас вспомнил тот пост? Потому что тема настоящего материала с ним перекликается, и сегодня я снова буду рассказывать об отношениях гранжа с другими жанрами, но в более узком формате – на примере только одной группы. И группа эта, разумеется, NIRVANA

nirvana.jpg

Утверждения о том, что Нирвана убила хэви-метал, сродни заявлению “Рок-н-ролл мертв” – оно периодически появляется в различных онлайн-изданиях, посвященных року, затем следует бурное, но недолгое обсуждение, и все опять стихает. До поры до времени. А потом повторяется сначала. Поэтому я подумал: надо разобраться с этим раз и навсегда и поставить уже точку в этом вопросе. 

Так убила Нирвана хэви-метал или не убила? Судя по тому, что он до сих пор существует, победа в этой битве осталась не за гранжем. Но была ли битва? Разве гранж в целом и Нирвана в частности стремились заменить собой другие группы, разве они мечтали подмять их под себя и заполонить рок-пространство только своей музыкой? Нет, этого не было. 

А как было? Откуда вообще взялись такие странные заявления? Дело в том, что массовый успех хэви-метала в конце восьмидесятых достиг своих естественных пределов и несправедливо винить в этом других музыкантов, тем более какой-либо одной группы. Безусловно, вкусы меняются, но не так быстро. Поэтому резкая утрата интереса к прежним кумирам наводит на некоторые размышления. 

Я думаю, что это было сделано искусственно. С появлением гранжа многие критики решили переметнуться в этот лагерь, оставив за бортом бывших любимцев. Но хуже всего было то, что на этой волне их поддержали некоторые звукозаписывающие компании – они просто перестали давать нормальную рекламу новых альбомов. 

В те годы в прессе появилось множество обзоров альбомов, в которых музыкальные критики открыто говорили о том, что отныне их предпочтения лежат в области гранжа и альтернативного рока. Более того, они позволяли себе высмеивать “старые добрые” металлические группы и публиковали заведомо отрицательные отзывы на их альбомы, даже не слушая новинки. 

Результат был закономерен. Такая кампания не могла не способствовать падению продаж. Не секрет, что у каждой группы есть самые преданные и надежные поклонники, составляющие ядро ее фан-армии, но их меньшинство. Большая часть фанов, как правило, способна легко переметнуться, особенно если им начнут внушать, что новый альбом какой-нибудь “традиционной метал-группы” скучен и его все равно никто не будет слушать. 

Случилось так, что Нирвану просто выбрали в качестве новых любимцев прессы и звукозаписывающих компаний, но в этом нет их вины. У них отличная музыка, и гранж вполне мог сосуществовать с ведущими жанрами. В те же годы на гранж-небосклоне взошли и другие группы, получившие большую популярность, что и породило ошибочное мнение о смерти хэви-метала. 

Это мнение легко опровергнуть, если посмотреть, сколько хард-рок и хэви-метал групп преуспели в девяностых годах, несмотря на искусственно раздутую шумиху вокруг гранжа. Возьмем для примера 1991 год, когда мир услышал “Nevermind” Нирваны. В том же году (и даже в том же месяце) выходят обе части “Use Your Illusion” Guns’n’Roses, получившие бешеную популярность. Элис Купер подарил нам бессмертный “Hey Stoopid”. Легендарная песня “Losing My Religion” – с альбома R.E.M. “Out of Time” 91 года. U2 в этом году выпустили один из своих самых успешных альбомов “Achtung Baby”, дебютировавший в ноябре на первой позиции в чарте US Billboard 200 Top Albums. 

Что касается более тяжелой музыки, то здесь картина еще интересней. За полгода до U2 выходит “For Unlawful Carnal Knowledge” – девятый альбом Van Halen, и тоже возглавляет Billboard 200. В августе 91 выходит “Черный альбом” Металлики – это вообще абсолютный хит всех времен и народов! Если пойти дальше по группам “Большой четверки”, то давайте вспомним, что чуть раньше, в сентябре 1990 появился один из лучших трэш-альбомов – “Rust In Peace” MEGADETH. Месяц спустя, в октябре SLAYER выпускают свой “Seasons in the Abyss”. А месяцем ранее, в сентябре 1990 у ANTHRAX вышел “Persistence of Time”, который к январю 1991 уже получил золотой статус, то есть за три месяца было продано более полумиллиона копий. 

А теперь вернемся к “Nevermind” Нирваны. Хорошо известно, что несколько месяцев после релиза критика его вообще не замечала! Популярность к нему пришла намного позже. Поэтому о каком убийстве Нирваной хэви-метала можно говорить? У кого вообще язык поворачивается такое заявлять? Идите и вымойте рот с мылом. 

Может сложиться впечатление, что автор терпеть не может Нирвану. Это не так, а совсем наоборот. Но я за справедливость и против голословных обвинений в адрес кого бы то ни было. Тем более, что их так легко опровергнуть простыми примерами, что я и постарался сделать. Но мне интересно, что вы об этом думаете? 

Вы читаете рубрику « Про Рок»:
Нирвана убила хэви-метал?
Не буквально, а в фигуральном смысле.
Читать далее
Они выпущены к юбилею альбома "Nevermind".
Читать далее
Будет представлена в серии подкастов.
Читать далее
Хотел стать их барабанщиком, но передумал.
Читать далее
Точнее, не сам альбом, а его обложка.
Читать далее
И кто? Тот самый младенец с обложки!
Читать далее
Это доказывает бывший менеджер NIRVANA.
Читать далее
Власти присвоили ему соответствующий статус.
Читать далее
Когда нечем занять детей на каникулах.
Читать далее
Дизайн этого инструмента Курт разработал сам.
Читать далее
Кавычки здесь неспроста.
Читать далее
Мифы и суеверия в жизни рок-музыкантов.
Читать далее
И при этом терпеть не может первый.
Читать далее
Какие группы не любят свои хиты.
Читать далее
Так считает знаменитый продюсер Бутч Виг.
Читать далее