+7 (812) 938-78-75

Как на небосклоне Металлики воссиял “Orion”

12.02.2022
Теги
Metallica
История не терпит сослагательного наклонения. Мы не знаем, что случилось бы или не случилось бы, если бы… Но нам известно, что позавчера, 10 февраля, Клиффу Бёртону исполнилось 60 лет. Точнее, исполнилось бы. Если бы не та злополучная авария гастрольного автобуса в сентябре 1986, Клифф был бы жив, и мы наверняка услышали бы от него еще много хорошей музыки. 

orion.jpg

Да, слишком много “бы”. Наверное, это потому что многие из нас до сих пор не могут примириться с этой потерей. Клифф успел так мало, но сделал так много! Сегодня я хочу рассказать о песне, которая навечно связана с его именем. 

Я не буду рассказывать о тайных смыслах и разгадывать загадки в ее тексте, поскольку текста... нет. “Orion” – это инструментальная композиция, названная в честь созвездия благодаря своему “космическому” звучанию. Вот о нем сегодня и поговорим. 

Кто создал "Orion"?

Среди авторов “Ориона” числится не только Клифф, но также Джеймс Хэтфилд и Ларс Ульрих. Это вторая по длительности композиция на альбоме 1986 года “Master of Puppets”, длиннее только заглавный трек, но известна она в первую очередь не этим, а басовым соло Бертона. 

“Клифф придумал произведение, звучащее совсем иначе, чем все, что мы делали раньше, — рассказывал Ульрих. – Для меня это звучало как шведский фольклор. Нам очень нравилось слушать и играть ее, поэтому мы просто построили всю песню вокруг ее средней части”. 

Помнится, где-то я читал, будто изначально эта вещь была частью песни “Welcome Home (Sanitarium)” с того же альбома – вроде об этом тоже Ларс говорил, но подтверждения этому факту у меня нет, поэтому настаивать не буду.

Зато я помню другие слова Ларса, сказанные им об этой композиции: “Девять минут постоянно меняющихся, заставляющих задуматься странностей и чудес”. А Клифф называл ее одной из самых своих любимых песен Metallica, наряду с “Master Of Puppets”. 

Кирку Хэммету тоже есть что сказать. По его словам, второе басовое соло было гитарным, но Бертон его “наглым образом стырил”. Хэммет рассказывал: “Я помню, как записывал его в студии, а потом ушел по своим делам. Хотел с какой-нибудь девчонкой познакомиться. А Клифф в это время записал собственное соло, но он играл, как бы это объяснить, по половине от моих риффов, которые были в оригинальном соляке. Это звучало очень странно”.

Известно, что любой творческий процесс в группе – это вещь взаимосвязанная, поэтому не будем вдаваться в подробности, кто что написал, тем более, что по прошествии стольких лет сегодня все может представляться иначе. Лучше давайте еще раз послушаем эту замечательную композицию. 


Где и как звучал "Orion"

Песня прозвучала на похоронах Бертона 7 октября 1986 года, но первое концертное исполнение “Orion” состоялось 13 ноября 2005 года в Сан-Франциско. Правда, в большинстве случаев она звучала в сокращенном виде, и только 3 июня 2006 года на фестивале Rock Am Ring в Германии Металлика, наконец, исполнили всю песню целиком. 

В последующие годы она была обязательной частью почти всех выступлений группы в турах, а 18 июля 2007 “Orion” добрался и до России – его услышали посетители московского концерта Металлики в Лужниках. Но постепенно композиция практически исчезла из сет-листа. 

В 2012-13 годах Металлика провели фестиваль, названный в честь этой песни “Orion Music and More”. В 2014 она исполнялась еще довольно часто, а уже в 2016 – всего дважды. Дальше – меньше. В 2017, 18 и 21 годах – по одному разу. А всего с момента релиза “Orion” был исполнен 69 раз, последний из которых пришелся на 17 декабря 2021, опять же в Сан-Франциско.

Выше я приводил высказывания Ларса и Кирка, а как же Джеймс? Что он говорил об этой вещи? Известно, что Хэтфилд вытатуировал ноты центральной басовой партии песни "Orion" на своей левой руке и вот что сказал: “Мне кажется, что "Орион" – это лебединая песня Клиффа Бертона. Это прекрасная музыка, всю ее центральную часть написал он. Клифф как бы показал нам, в каком направлении он двигался”. 

Смотрите видео, где Хетфилд сам об этом рассказывает. Говорит он, естественно, по-английски, поэтому для тех, кто им не владеет, дам краткое объяснение: у Джеймса есть татушки с открытым оком, как символом высшей силы, с ангелом, несущим ему дар музыки, именами детей и многие другие. Но одной из самых важных он считает ноты "Ориона", как память о Клиффе.

Вот такой небольшой экскурс в историю этой композиции. Каких-то особо примечательных событий, с нею связанных, наверно, не было. Или мне они неизвестны. В моих архивах, по крайней мере, ничего такого не нашлось. 

Читайте блог Castle Rock и узнаете еще много интересного! 
Вы читаете рубрику « Про Рок»:
Как на небосклоне Металлики воссиял “Orion”
Рассказывает Кирк Хэммет.
Читать далее
Он выйдет летом, но ознакомиться уже можно.
Читать далее
22 февраля происходили весьма любопытные события.
Читать далее
Но не во всех номинациях.
Читать далее
Подведены итоги конкурса “For Whom the Bell Tolls”.
Читать далее
Он продолжает работать над собой.
Читать далее
Гитарист METALLICA делится своими соображениями.
Читать далее
Сегодня стал известен список номинантов известен.
Читать далее
Точнее старая, но воссозданная.
Читать далее
Выбрать лучшие сложно, но все же попробуем...
Читать далее
Вот его слова: "Я всегда считал его по-настоящему талантливым гитаристом”.
Читать далее