
Это явление получило название “бутлегерство” и напрямую связано с терминологией эпохи “сухого закона”, появившейся в США сто лет назад. Тогда фляжки с алкоголем прятали за голенищем сапога (bootleg по-английски) – отсюда и происхождение термина.
Современным музыкальным бутлегерам нет нужды искать в одежде и обуви укромные места для компакт-дисков, кассет и винилов, так как сегодня альбомы и синглы распространяются, как правило, через интернет.
Но хватит о терминах, перейдем непосредственно к теме поста.
Недавно в офисе BPI, британской компании, занимающейся развитием музыкальной индустрии, провели исследование и выяснили, творчество какой группы вызвало появление наибольшего количества бутлегов.
Специалисты изучили примерно 10000 концертных записей за 25 лет, и в результате установили: рекордсмен по бутлегам – Led Zeppelin. Было выявлено 384 контрабандных издания с выступлениями Цеппелинов.
Второе место – 320 записей – ожидаемо заняли The Beatles (хотя я был уверен, что они возглавят список), а за ними идут такие известные исполнители как The Rolling Stones, Боб Дилан и Pink Floyd.
Это было британское исследование, а если говорить о США, то здесь непререкаемый лидер Боб Дилан. Его творчество в Америке, как видно, наиболее востребовано.
Несмотря на тот факт, что с 1962 года было выпущено 40 официальных релизов Дилана, в его дискографии есть гигантская подборка бутлегов, в которой собрано все – от никогда не издававшихся вещей до демо-записей – общим количеством более 500.
На вопрос, почему так получилось, хорошо ответил один из критиков. Он сказал, что огромное количество бутлегов Дилана объясняется тем, что для его поклонников важнее не безупречное музыкальное качество, а лирика и идеи Боба.
Да, большая часть этого материала, возможно, и не воспроизводит фирменное звучание Дилана, но она дает представление о мышлении и процессе работы гения. В этом смысле становится понятным очарование этой музыкальной и поэтической сокровищницы.