Разумеется, не все бедствуют, но многие. Причем со стороны кажется, что у них денег куры не клюют – достаточно вспомнить песню DIRE STRAITS “Money for Nothing”, о которой четыре года назад здесь был опубликован большой материал с подробным разбором. Кто не читал, добро пожаловать по ссылке.
Позволю себе процитировать собственные слова: “Известно, что Марк написал песню после того, как случайно подслушал ворчание рабочего в магазине, недовольного тем, что ему, чтобы прокормиться, приходится вкалывать в поте лица, а эти крашеные музыкантишки ничего не делают, только поют и волосами трясут, а деньжищи гребут лопатой. Он не стеснялся в выражениях, и Нопфлер включил их в текст песни – он дословно записал услышанное и придал словам стихотворную форму”.
Действительно, наши стереотипы о заработках рок-музыкантов довольно сильны, причем я и сам иногда публикую ошеломляющие цифры. Да, некоторые умудряются получать за один концерт более миллиона долларов – та же Металлика или Ганзы. Правда, после вычета всех расходов на руках остается намного меньше.
Поэтому рок-миллионеры – это редкое явление. А если учесть, что в одной только Америке ежедневно создается более ста групп, как уверяет статистика, а всего их более 20000, то становится очевидно, что мало кому из них повезет стать известной. По той же статистике, хоть чего-либо добиться в этом бизнесе может только одна группа из двухсот.
По данным американской “Ассоциации исследований музыкальной индустрии”, две трети музыкантов не могут прокормиться любимым делом. И бОльшую часть своих денег они зарабатывают не продажами альбомов и мерча, а живыми концертами. А это значит, что им приходится постоянно колесить по стране и миру. Многие не выдерживают такой режим и сходят с дистанции.
Уважаемые читатели могут возразить: “А как же роялти? Ведь за каждую трансляцию песен их авторы получают отчисления”.
Соглашусь, но средняя ставка роялти для исполнителя сильно варьируется в зависимости от нескольких факторов, включая контракт, метод распространения и конкретные согласованные условия.
Например, музыканты, подписавшие контракты с крупными звукозаписывающими компаниями, обычно получают от 10% до 20% дохода, получаемого от их записей. Этот процент часто рассчитывается на основе доли лейбла в общих продажах.
В отличие от них, независимые исполнители могут получать более высокие проценты, от 50% до 100% своего дохода, особенно если они продают песни напрямую потребителям или через различные платформы.
А что касается стриминга, то чем больше стриминговых сервисов появляется в сети, тем ниже становятся выплаты за стрим. К примеру, на Spotify они в среднем составляют от 0,003 до 0,005 долларов за стрим.
Это в среднем по миру, а в Соединенных Штатах размер роялти основан на "установленной законом ставке", которая рассчитывается на основе индекса потребительских цен, причем это делает не какая-то левая контора, а Конгресс США.
В настоящее время она составляет 0,08 доллара за песни продолжительностью не более пяти минут или 0,0155 доллара за минуту песни более пяти минут. Так, например, за каждую проданную песню, которая длится восемь минут, можно получить 0,124 доллара.
То же касается и фестивалей, там ставки невысоки – от 500 до 1000 долларов за двухчасовой концерт. Плюс к этому идут деньги от продажи мерча, что иногда составляет побольше оплаты за работу. Поэтому многие группы, даже известные, стремятся попасть на любой фест.

Своими соображениями на эту тему недавно поделился гитарист IRON MAIDEN Эдриан Смит. По его словам, играть для души, веселиться с друзьями можно сколько угодно. Но чтобы заниматься музыкой профессионально, требуется совершенно иной подход.
“Если ты хочешь, чтобы музыка стала делом твоей жизни, ты должен будешь полностью посвятить себя ей. Она заберет твои лучшие годы, с самой юности. И не факт, что ты добьешься успеха”, – говорит Эдриан.
“Но если ты хочешь обеспечивать музыкой себя и своих близких, – продолжает он, – то помни, что это очень мало кому удается. Даже те группы, у которых сейчас есть хитовые альбомы, с трудом зарабатывают деньги, потому что никто больше не покупает эти чертовы пластинки”.
Вот и все. Судя по всему, музыкальная индустрия перестала быть прибыльной, как это однажды случилось с бумажными книгами. А если принимать во внимание колоссальную скорость развития искусственного интеллекта, способного через пару лет писать песни, неотличимые от созданных человеком, то можно сказать, мы стоим на пороге больших перемен.