+7 (812) 938-78-75

Нужен ли выход на бис?

17.02.2021
Теги
Korn

korn1.jpg

Мысль написать эту статью родилась у меня из высказывания гитариста KORN Брайана "Хэда" Уэлча о том, почему они не выходят на бис. Я пока не был ни на одном их выступлении, поэтому придется поверить Хэду на слово. Он говорит: “Мы никогда не бисируем. Мы обсуждали этот вопрос всей группой, и решили, что это плохо”. 

Но почему, что в этом такого? Фаны требуют, и даже обижаются, если группа, отыграв последнюю песню, прощается и уходит. “Нам говорили, что это неуважительно по отношению к зрителям, – продолжает Брайан. – Если вас вызывают аплодисментами, значит, надо вернуться. Но ведь мы выложились полностью”. 

Его можно понять. Полтора часа на сцене требуют от музыкантов колоссального напряжения, и если группа выходит на бис, это значит, что она сыграла вполсилы – так считает Уэлч. А у KORN после концерта сил не остается, потому что они отдают себя целиком, без остатка. В отличие от тех, кто может вернуться на сцену и сыграть еще пару песен. 

У некоторых групп выход на бис стал уже настолько привычным, что они заранее включают эти песни в свой сет-лист. Для многих стало распространенной практикой оставить для бисирования пару своих самых известных композиций. Но бывает и по-другому. Например, Боб Марли и его группа The Wailers во время туров 1979 и 1980 годов играли часовой концерт, а затем якобы выходили на бис и продолжали выступать еще час. За время короткого перерыва, пока публика бесновалась и требовала продолжения, они успевали настроить инструменты и немного передохнуть. А когда заканчивалась вторая половина концерта, они уходили и тут же снова возвращались на сцену, но это уже и был настоящий выход на бис, во время которого звучали еще две-три песни. 

Примерно так же поступал и Джимми Баффет. Он и его группа покидали сцену после выступления, затем возвращались и играли, как правило, не больше двух песен, после чего он представлял музыкантов зрителям, и все уходили. Но потом начиналось самое интересное. Баффет вновь появлялся на сцене, уже один, и исполнял какую-нибудь акустическую балладу. Его поклонники ждали этот момент больше всего, поскольку никогда не было известно заранее, что он споет, и Джимми часто выбирал для этого финального аккорда что-либо малоизвестное из своего репертуара. В 2010 году многие из этих песен вошли в сборник Баффета, получивший название “Encores”. 

Вот мы и подошли к слову, которым англоязычные рок-фаны обозначают выход на бис. Слово французское, читается “анкор” и означает “еще”. Интересно, что сами французы не используют его в этом значении, предпочитая говорить “une autre” или “un rappel”, либо говорят как и мы – bis, потому что это латинское слово так и переводится: “второй раз” или “дважды”. В русской рок-среде тоже говорят “анкор”, но бис все-таки привычнее. 

Кстати, с выходом на бис связано появление знаменитой фразы про Элвиса Пресли. Он не любил бисировать, но когда его популярность начала расти, музыканты, выходившие на сцену после него, жаловались, что публика требует его повторного появления – тогда и родилась фраза “Элвис покинул здание”, означавшая, что продолжения не будет. Позже к ней стали прибавлять слова “Спасибо и спокойной ночи”, и тут уже все понимали, что пора расходиться. 

Интересно, что выходов на бис может быть много. Например, группа BOSTON в 1980 году выходила четырежды, а The Cure несколько раз давали по пять анкоров. Но всех превзошел Prince – у него бывало по семь бисов. 

И в заключение немного истории. Традиция выходить на бис появилась в восемнадцатом веке. На премьере “Женитьбы Фигаро” Моцарта 1 мая 1786 года зрители так активно требовали повторить, что опера длилась почти в два раза дольше. Это повторялось не раз, и кончилось тем, что император Австрии Иосиф II издал указ, ограничивающий бисирование. 

В середине XIX века бисы были запрещены в северной Италии, поскольку власти считали, что это приведет к общественным беспорядкам. Великий Вагнер также был категорически против выходов на бис. 

В некоторых оперных театрах мирового уровня, например, в Ла Скала и Метрополитен-опера бисирование официально не рекомендовано. Выступавший в Ла Скала дирижер Тосканини еще в 1921 году утверждал, что оно прерывает темп оперы и привлекает внимание к отдельным исполнителям. А в Метрополитен в начале двадцатого века запрет был даже прописан в печатных программках, хотя и часто нарушался – настойчивость аудитории брала свое. 

И все-таки мне кажется, что желание зрителей – это главное. Да, музыканты устали, вымотались, но разве не для нас они выступают? За свою жизнь я посетил множество концертов и всегда ждал выхода на бис, но не всегда дожидался. На мой взгляд, самым разумным решением было бы разрешить анкоры, но ограничить их одной-двумя песнями и, желательно, новыми или малоизвестными, как это делал Джимми Баффет. И музыканты будут довольны, и зрители рады. А вы что думаете?

Появились некоторые подробности.
Читать далее
Дебютник его новой команды.
Читать далее
Обновление материала двухлетней давности.
Читать далее
Группу покинул барабанщик.
Читать далее
Изготовленный великим мастером.
Читать далее
Это видео на песню "Worst Is On It Way".
Читать далее
О встречах с грандами рока рассказывает Йоаким Броден.
Читать далее
В честь выпуска нового альбома.
Читать далее
Филди сорвался и теперь лечится.
Читать далее
Но не в KORN, а в составе собственной группы.
Читать далее
И выложили сингл для ознакомления.
Читать далее
Он знакомит нас с будущим альбомом.
Читать далее
Когда релиз, пока неизвестно. Но точно в этом году.
Читать далее
Очень оригинальный способ! Думаю, эффективный.
Читать далее