
Интересно, что успеха альбом достиг лишь после того как “Nevermind” привлек к Nirvana новую аудиторию. Можно сказать, что “Bleach”, разошедшийся тиражом около 40000 копий, был культовой классикой, но далеко не бестселлером.
Действительно, такое нередко случается, что новая музыка пробуждает интерес к предыдущим работам. Это же произошло и с “Bleach”, который своим платиновым статусом обязан второму альбому Нирваны.
Но моя сегодняшняя история не об успехе и продажах, а о том, как он вообще появился на свет и почему на нем упомянуто имя музыканта, не принимавшего участия в записи.
В 1989 году Nirvana не была известна почти никому, и поддержки со стороны не имела никакой. Но им повезло познакомиться с Джеком Эндино, и это знакомство сыграло решающую роль.
Главное, что было у Джека – это студия и инструменты, позволившие Кобейну осуществить свою мечту и записать альбом. Иными словами, в релизе дебютника Нирваны Эндино был основным действующим лицом.
Этот молодой, но уже опытный продюсер в то время был довольно влиятельной фигурой на гранж-сцене Сиэтла. Он работал с новыми группами и протягивал им руку помощи. Без него Nirvana, возможно, никогда не достигли бы того успеха, который они в конечном итоге имели.
Эндино вспоминал: “Курт Кобейн хотел сделать запись. Он знал, что многие в Сиэтле записывались со мной, поэтому позвонил мне и сказал: “Привет, меня зовут Курт, у меня есть несколько песен, и я хочу их быстренько записать. У группы еще нет названия, но у нас есть барабанщик из The Melvins, который нам помогает”.
Имя Дейла Кровера, барабанщика The Melvins, с которым Эндино был хорошо знаком, сыграло свою роль, и он дал согласие на запись. И вот “Однажды в январе 1988 года, – говорил Эндино, – Курт, Крист и Дейл вошли в дверь студии и за один день записали несколько песен”. Получается, насчет “быстренько” Курт не ошибся.
Эта демо-запись позволила им заключить контракт с лэйблом Sub Pop. Но ее было недостаточно, и почти год спустя работа продолжилась, но уже с Чэдом Ченнингом за барабанной установкой. Выпустив в ноябре дебютный сингл “Love Buzz”, Нирвана вернулись в студию и записывали “Bleach” в период с декабря 1988 по январь 1989 года.
В общей сложности они провели в студии 30 часов, за что Эндино выставил счет на сумму чуть больше 600 долларов. Небольшие деньги, но даже их у Курта не было. К счастью, с оплатой аренды им помог гитарист Джейсон Эверман, за что он удостоился упоминания на обложке альбома, хотя в записи и не участвовал. “Мы хотели, чтобы он чувствовал себя в группе как дома”, – пояснил басист Крист Новоселич.

Вот и ответ на вопрос, вынесенный в подзаголовок: “Как попасть на обложку альбома без участия в нем?” Всего-то надо оказаться в нужное время в нужном месте с 600 долларами в кармане.
Слушаем "Bleach".